Грамотность в Российской империи

Существует убеждение, что Царскую Россию населяли сплошь неграмотные, дремучие крестьяне. Это утверждение то оспаривается, то доказывается. Все зависит от целей, которые преследует выступающий. Кто-то пытается доказать превосходство и заботу царской власти, кто-то - советского правительства. Но как же все-таки действительно обстояли дела с грамотностью российского населения?
Гимназия в России XIX века

Содержание

Царская Россия
Вопросом обязательного обучения населения озаботился еще Петр I в XVIII веке. Реализовать получение образования предполагалось с помощью учреждения арифметических школ, в которые чиновники, дворяне должны были отдавать детей 10-15 лет. Позже распоряжение распространилось другим сословиям. Реализация самих школ была налажена плохо: ученики разбегались, а учителя старались уклониться от проведения занятий. Уже к середине XVIII века подобные школы прекратили свое существование.

Следующие правители делали попытки открытия школ, но основная масса оказывалась неудачной. Обсуждение народного образования производилось Соборами, Синодом, периодически выпускались различные указы об учреждении школ, училищ. Однако часто для реализации указа не выделялись средства для открытия, содержания образовательного учреждения. Обсуждения также сводились к выводу, что обучение грамоте не самая главная проблема текущего дня, есть более злободневные вопросы. Высказывались мнения за обучение со ссылкой на соседние страны, где училища наблюдались повсеместно. Но также находились противники, которые считали, что нельзя давать образование "черни"

Школа в Российской Империи
Поможем найти предков и восстановить историю рода
В начале XIX века разногласия при решении вопроса народного образования оставались. Неоднократно выпускадись предписания по организации обучения, учреждения училищ. Предварительно все учебные заведения разделили 4 разрядами:

● приходские училища;
● уездные училища;
● губернские училища/гимназии;
● университеты.

Отдельным препятствием развития образовательного процесса выступало отсутствие квалифицированных учителей. Существовавшие институты, семинарии, гимназии выпускали недостаточное количество преподавателей относительно общего числа неграмотных.

Обучение предлагалось финансировать за счет самих жителей, помещиков, горожан. Часто эти заведения даже не открывались или закрывались очень быстро. В 1856 году при населении Российской империи 63,8 млн человек насчитывалось всего 8227 начальных училищ, обучающих 450 тысяч учащихся. Из них половину представляли церковно-приходские школы. Для такого количества народа образованных было критически мало. Но, несмотря на небольшое число образовательных учреждений, запрещалась организация частных учебных заведений, такая деятельность всячески пресекалась.
Изображение земского училища
Важным шагом обеспечения народа образованием стала отмена крепостного права. Министерство народного просвещения руководило всеми учебными заведениями Российской империи кроме тех, которые огранизованы духовенством. Они оставались подконтрольны Синоду. В 1857 году отменяется решение о запрете частных школ.

Развитие школьного образования шло постепенно. Разные периоды к изучению предполагали разные дисциплины: русский язык (особенно для иноверцев) - чтение, письмо, Закон Божий, нравоучение, 4 действия арифметики, сельское домоводство. Систему образования активно контролировали, требовали отчетов, инспектировали, чтобы отслеживать благонадежность учителей.

По данным переписи населения 1897 года грамотными признавались 27% населения. К учету не принимались дети до 9 лет. Грамотными считались люди, которые могут читать по слогам. Процент грамотных изменялся от губернии к губернии. Наибольшее число образованного населения наблюдалось:

●Финляндское княжество;
●Прибалтийские губернии;
●Ярославль;
●Санкт-Петербург;
●Москва.

Чем дальше от европейской части России находилась губерния, тем больше насчитывалось неграмотных. Разумеется уровень грамотности городов был выше.
Деревенская школа
Начало XX века отмечено ростом учебных заведений, особенно относительно начального народного образования. Только начальных училищ открылось 57 тысяч. Вечерне-воскресные классы создавались крупными промышленными предприятиями для неграмотных рабочих. С 1908 года образование жителей Российской империи стало бесплатным, это положительно повлияло на динамику процента грамотного населения. Государственным бюджетом выделялось порядка 300 млн. рублей для нужд народного просвещения.

По состоянию на 1914 год создано 53 учительских института, а также 208 учительских семинарий.

Были проведены реформы системы образования для того, чтобы получилась единая система. На 1915 год этапы образовательного процесса включали:

● начальное образование - 3-4 года;
● посленачальное образование (первые классы гимназий, начальные высшие или профессиональные училища) - 4 года;
● полное среднее образование (заключительные классы гимназий, средние профессиональные училища) - 4 года;
● высшие учебные заведения (университеты);
● система образования для взрослых.

Процент грамотных призывников, умеющих читать и писать, на 1913 г. составлял 73%. Эти цифры нельзя однозначно транслировать на все население России, но даже если рассматривать исключительно призывников, то в 1875 году грамотными считались только 21%. Факт значительного изменения показателя говорит о том, что вопросом образования населения Царской России активно занимались.
Гимназии в Царской России

Послереволюционное время

Советская власть с первых лет также пыталась наладить получение образования народом. В 1917 году утверждено Положение об обязательном образовании для всех детей (до 17 лет). Однако периоды Первой мировой войны, последовавшей Гражданской максимально замедлили распространение грамотности. Большое число беспризорников представляли серьезную проблему и существенно увеличивали процент неграмотных. Часто за период 1920-1930 гг. обучением занимались люди, у которых отсутствовало педагогическое образование.

1930 год отмечен введением всеобщего начального образования. Только к этому времени была восстановлена численность учащихся, соответствующая численности в Российской империи 1917 года.

Грамотность поощрялась, пропагандировалась печатными изданиями, плакатами. Проблема состояла в том, чтобы совмещать работу и учебу, у многих рабочих такая возможность отсутствовала.

Перепись 1937 показала, что 25% населения от 10 лет и старше не могли читать. Обязательное 7-летнее обучение было осуществлено только к 1950 году, когда удалось ликвидировать последствия Великой Отечественной войны.
Советская довоенная школа

Деревенские библиотеки

Некоторые исследователи утверждают, что реальное положение дел несколько отличалось от данных официальной статистики. Отмечается, что многие крестьяне при переписи населения умалчивали о своей грамотности. Особенно это касается старообрядцев.

Учеными того времени проводились исследования для выявления фактической картины. Были разработаны анкеты таким образом, чтобы обеспечить достоверность полученных сведений. Созданные опросники рассылались по различным земствам, чтобы затем обобщить материалы. Запланированная к обнародованию статья с полученными результатами относительно грамотности сельского населения должна была изменить представление целой страны о самой себе.

Официальный уровень численности народных школ для крестьян был низок. Однако есть свидетельства того, что крестьяне самостоятельно организовывали обучение детей по достижении ими соответствующего возраста. Нанимались учителя, организовывалось одно место для проведения занятий, получения знаний. Обучением могли заниматься сами грамотные крестьяне или "бродячие" учителя из образованных слоев.

Интерес к чтению со стороны крестьянства привлек внимание общественности конца XIX века. По данным статистики, которую обнародовали по Владимирскому земству, крестьяне интересовались:

● духовно-нравственными книгами - 58,8%;
● беллетристикой - 23%;
● сельскохозяйственной литературой;
● справочными изданиями.

Спросом пользовались газеты, некоторые зажиточные крестьяне выписывали различные издания. Из художественной литературы сельские жители были знакомы с произведениями Пушкина, Толстого, Майн Рида, Мамина-Сибиряка, Мильтона, Гоголя, Жуковского, Гаршина, Грибоедова, Крылова, Ершова. Повести, сказки пользовались особенной популярностью.

Крестьянские библиотеки содержали также книги по медицине, различные учебники, календари, журналы. Большую долю составляла лубочная литература, которую приобретали на ярмарках.

О том, что крестьяне именно читали, изучали книги, говорят пометки, оставленные на страницах самих изданий. Разумеется, нельзя утверждать о грамотности каждого крестьянина или всеобщем стремлении к образованию. Много семей продолжали жить в состоянии неграмотности. Но все чаще появлялись те, кто читал регулярно, выписывал журналы, формировал собственную библиотеку. Интерес к грамоте рос, уже превышал предоставляемые государством возможности. Именно поэтому там отмечается рост неофициальных школ.
Иногда наши предки гораздо ближе к нам, чем думается. Помощь в восстановлении истории рода
Семейная реликвия логотип

Женская грамотность

Грамотных женщин начала XX века было меньше мужчин. Такая тенденция отмечается не только относительно России, но и других стран. Разные страны показывают различное соотношение образованности мужчин и женщин, этот показатель напрямую зависит от социального положения женской части общества. Культурные страны старались сглаживать различие.

Грамотность женского населения Российской империи также различалась по областям. По состоянию на 1887 год процент грамотных мужчин превышает в несколько раз:

● Петербургский уезд - 2,1;
● Петергофский - 2,8;
● Шлиссельбургский - 5,2;
● Гдовский - 9,5;
● Московская губергия - 7,3;
● Воронежский - 10,2;
● Курский - 11,7;
● Новгородская губерния - 16,4.

И все же положение женщин пересматривалось, открывались женские учебные заведения. Женскому образованию на рубеже веков уделялось особое внимание.
Женская гимназия в 19 веке

Грамотность Царской России - миф или реальность?

Главным препятствием получения образования народом было крепостное право. Крестьяне не видели перспектив обучения, отсутствовало понимание, чем им поможет умение читать и писать. Их привычная жизнь с новыми умениями оставалась прежней, однако для обучения требовались время и усилия. Учеба также отрывала от рабочих процессов, которые были основой жизни.

Со стороны учителей также отсутствовал энтузиазм. Разъяснять банальные и очевидные для них вещи, вкладываться, обучать крестьянских детей желания не наблюдалось.

Получалась картина: часто крестьяне не хотели учиться, потому что не понимали необходимости, учителя не хотели учить, так как не видели перспектив. Отсутствие просветительной пропаганды обоих направлений тормозило процесс обучения.

Несмотря на это, говорить о полной безграмотности Царской России нельзя. Уровень грамотного населения рос все последние годы правления Николая II. После отмены крепостного права значительно возрос интерес к обучению.

Уровень грамотности возрастал, но требовались значительно более быстрые темпы. Противники царского режима говорили о том, что правящей элите выгодно необразованное население, ведь таким проще управлять. По отношению к странам Европы и другим мировым лидерам Россия действительно показывала отстающее положение.

Число грамотных по состоянию на 1913 год составляло:

● Великобритания, Германия - 99%;
● США - 93%;
● Япония - 98%;
● Франция - 95%;
● Австрия - 83%.

Россия продолжала выступать аграрной страной рядом с промышленно-развивающимися странами. Шаги, предпринимаемые Николаем II, показывали желание переломить эту ситуацию, но скорость решения проблемы оставляла желать лучшего. Население страны уже также видело необходимость получения образования, но масштабы страны, разделение социальных слоев не позволяло оперативно устранить неграмотность.


Еще больше интересных статей Вы можете найти в нашем Инстаграме
Вас также может заинтересовать:
    Хотите восстановить историю своих предков?
    Остались вопросы?

    Заполните форму и мы с Вами свяжемся.
    Заполняя форму, Вы соглашаетесь
    с Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных